лидерская практика ШАГ

Коммуникации "я-я"

коммуникации "Я-Я". 

РЕФЛЕКСИЯ И ИНИЦИАТИВА.

1. "Хочу - Могу - Делаю. Надо!"

2. Свойства

3. "Мысль - Слово - Дело"


“Я“ - это кто? Или Я-Я это как? 

Это рефлексия по отношению к себе. Не простой вопрос. Кто же Я-Я?! Откуда мы его набираем? Набираем из групп, из коммуникаций, онлайн, оффлайн... вот "я-я". Человек единственное существо, которые может обманывать, и строить ложные посылы. Еще единственное существо, которое в своем сознании может представить себя в будущем (или прошлом). Поэтому все время на себя рефлексируем. Это каждый день происходит, у кого с зеркалом, у кого без зеркала. При чем, есть несколько образов: "какой ты есть на самом деле", "как ты себя представляешь", "как представляют тебя другие". Рефлексия с представлением будущего. 

Два события происходят с нами в этих процессах - это рефлексия, когда мы вспоминаем, относимся к себе, то есть как бы заново создаем в нашем представлении прошедшее и ещё раз переживаем его. Поднимает оценки, чувства. И инициатива, то есть это, когда мы, собственно, сформировав рефлексивное отношение к себе, потом совершаем какие-то действия. От наших волевых качеств зависит скажем то, рефлексия в нашу инициативу реализуется или нет, то есть “хочу - могу - делаю” - реализуется этот цикл или нет. Например, какие могут быть роли в коммуникации «я-я»: друг, знакомый, знающий и так далее. Предлагаем каждому проделать такую работу - определить все свои свойства и особенности, приобретённые на данный момент, каким вы себя считаете, как считают другие, с кем вы согласны. 

Первое рефлексивное отношение к себе - это "я-я", то есть когда вы подготовлены, когда у вас был сделан уже задел про прошлое, про будущее, про территорию. То есть по сути своей, двигаясь к этому моменту - к себе самому, вы справляетесь с тем центром лжи и недостоверности, который у вас есть, и подходите постепенно к себе реальному, лидеру реальному. В этом смысле рекомендуем обратиться к Владимиру Леви, он написал такую книжку «Искусство быть собой». Это такая качественная книжка, которая может помочь найти ответы на целый ряд нерешенных вопросов, и по мере выполнения упражнений, по мере накопления нарратива необходимо ознакомиться с таким фундаментальным базовым качественным материалом в виде набора книг, где собственно книги Владимира Леви нами рекомендованы на этом этапе. 

Тема "Хочу - Могу - Делаю. Надо!"

Коммуникация «Я-Я» - это коммуникация с самим собой, это оценка собственных поступков, решений, помыслов, желаний. “Я“ - это кто? Или Я-Я это как? Это рефлексия по отношению к себе. Не простой вопрос. Кто же «Я»?! Как мы себя собираем, как происходит формирование себя и эволюция осознания себя? Мы постепенно набираем себя из различных групп, из коммуникаций с людьми – вот так формируется наше «я». 

Человек единственное существо, которое может обманывать и строить ложные посылы. А ещё и единственное существо, которое в своем сознании может представить себя в будущем или в прошлом. Поэтому мы все время на себя рефлексируем. Постоянно. Это каждый день происходит, у кого с зеркалом, у кого без зеркала. При чем есть несколько точек зрения нашей рефлексии на самого себя: какой я есть на самом деле, как я себя представляю, как представляют меня другие. 

Мы постоянно переживаем «прошлое», то что уже произошло. Переживая, оцениваем свои мысли и поступки. Соотносим их со своими ценностями. Мы постоянно рефлексируем, пытаясь понять «кто я?», «что я делаю?», «почему я это делаю?» «какой я?». Поэтому два события, которые происходят с нами, в этих процессах: это рефлексия, когда мы относимся к себе. Заново создаем в нашем представлении прошедшее и еще раз переживаем его. Тогда у нас сформирована рефлексия по отношению к себе, и после этого мы совершаем какие-то действия. Для деятельности нужна сила воли. А от волевых качеств зависит, реализуется или нет рефлексия в инициативу. 

За рефлексией, следует инициирование поступков, т.е. намерения поступить так или иначе. Мы принимаем решения и совершаем поступки на основании понимания себя, своей роли и собственной оценки восприятия нас окружающим миром. Рефлексируя мы определяем свои роли, в той или иной ситуации, то как эти роли воспринимаются окружающими - приобретаем опыт. Принимая решение, мы опираемся на опыт – инициатива всегда опирается на опыт. Мы либо осознаем наш опыт в процессе рефлексии, либо не осознаем. Осознанная рефлексия помогает нам справляться с недостоверностью в оценке собственных возможностей и способностей, в оценке факторов внешней среды. Осознанная рефлексия требует, от человека внимания, сосредоточенности и понимания. С неё начинается путь к себе самому. 

«Хочу, могу, делаю»

Наша жизнь состоит из этих циклов «Хочу – Могу - Делаю”. И если мы осознаем каждую из этих последовательностей, то можем и управлять своим поведением, делать себя более эффективными, более продуктивными, более востребованными окружающими нас людьми и коллективами, сообществами. Для реализации этой последовательности нужна воля, нужна самодисциплина. А в определенных случаях включается социальная ответственность и тогда мы говорим себе – «надо». Надо – по отношению к семье, надо – по отношению к коллегам и организации, надо по отношению к своей стране, к своему народу. 

Так что такое «надо»? 

Очень часто эта схема «хочу-могу-делаю», связана совсем не с вами. Поэтому надо понять: а кому это надо? Очень часто мы действуем под давлением «надо». У появления обязательства «надо» есть две причины. В одних случая, «надо» связано с некоей коммуникацией обещания своей группе ситуацией, с желанием соответствовать ей, то есть в иерархии «процесс-дело-роль», и принадлежность культуре – «норма-ритуал-ценность». Это один вариант источника «надо». Ведь когда мы включены в коммуникации, из этих коммуникаций рождается «надо», от которого мы никак не можем избавиться. 

Необходимо различать причину формирования своих обязательств «надо» - "во мне" или "во вне"! Это два типа «надо», один проистекает из меня самого – из моих желаний и обязательств перед самим собой, а другие обязательства порождены внешними факторами. Вот, источники «надо»: первый источник – это волевая установка через рефлексию и инициативу, то есть я хочу, могу, начал делать, надоело, перестал хотеть, но сам себе обещаю (например, бегать по утрам). Кто себе обещает? Кто включает в себе волевые возможности, такие и на какой день после делания зарядки? Когда вдруг желание какое-то, яркое желание через «хочу-могу-делаю», на каком-то этапе уже встаёт костью в горле, но мы продолжаем это «надо», сами себе обещаем. Это «надо» - это внутренняя рефлексия, саморефлексия. Мощный фактор, формирует волю, тренирует наш кортес. Источник «надо» - социальные обязательства перед «ты», «мы», «все». Потому что есть персональная ответственность перед кем-то лично, перед своей группой, перед своим профессиональным сообществом – «надо» в рамках этики, культуры. Нас влечет к действию либо общественная норма, либо собственные обязательства, обещания. 

Так вот, два источника «надо» - мотивация и стимулирование. На самом деле, мы очень часто слово «мотивация» применяем не по делу: например, "мы в своей компании мотивируем людей премией", "я своих ребят мотивировал походом в ресторан" или чем-то там ещё… А мотивация – это совсем другое. Мотивация - это когда человек устремлён к чему-то безусловно. Без условий! То есть внутри него возникает какой-то посыл, и он движется к нему, «хочу-могу-делаю». И понятно, что «хочу-могу-делаю» продиктовано тоже чем-то, либо каким-то ценностным моментом, либо какими-то внутренними процессами «хочу-могу-делаю». Вот, это мотивация, она ничем не обусловлена, только нашим внутренним импульсом: не допускать чтобы обижали детей, Родину защищать и так далее, и так далее. 

А стимулирование - это условие, при котором Вы устремлены к чему-то привлекательному, когда Вам говорят: сделай вот это - получишь то-то. Ставится условие и условие ставится кем-то. Это называется стимулирование, это никакая не мотивация. Мотивация вырабатывается ценностным образом, то есть прогружает какой-то образ будущего, какое-то собственное желание, какие-то ценностные моменты, следование каким-то внутренним установкам - это такой очень мощный культурологический процесс, который связан с определенной пропагандой, идеологией, менталитетом, оцениванием каких-то больших сообществ на уровне народ, нация, этнос. 

Вот, поэтому вы должны различать эти вещи: где стимулирование, где мотивация. И когда «надо» проистекает из себя и удерживает фокус внимания и волевые усилия на достижении, это можно отнести к такому мощному мотивационного моменту, к рефлексии – к внутренней инициативе. А когда это делается для кого-то, с целью какой-то, получения чего-то, благ каких-то, какого-то экономического ресурса, политической позиции, то это не мотивация, а стимулирование. И лидерство на стимулировании не построить. Если люди говорят: я объединяю этих людей ради экологической тематики потому что хочу стать депутатом, то всё, приплыли. Его тема экологии не интересует и является всего лишь инструментом. Вы должны тут же из текста это выявлять и корректировать. Лидерская позиция. То есть следование за таким лидером, который находится не в мотиве, а находится в стимуле, то скажем вы движетесь просто за дудочкой. Поэтому необходимо такие вещи отлавливать и корректировать. 

Задание перехода: 

 1. По каждому пункту таблицы ХМД ответить на вопрос: кому это надо? Источник этого “надо” находится “во мне” или “во вне”? Определить и записать типы коммуникаций вызывающих НАДО. В рамках каких коммуникаций возникает “Надо” по отношению к каждой инициативе - личное обязательство самому себе, обязательство в рамках Я-ТЫ и по отношению к кому именно, в рамках коммуникации Я-МЫ и по отношению к какой группе, в рамках обязательства 

2. Выявить основные (ключевые) причины возникновения "надо": почему “надо”. для чего надо? Записать, зафиксировать, когда и в каких обстоятельствах возникает НАДО. Определить и записать насколько НАДО и для чего. 

3. Оценить, насколько НАДО по отношению к внешним и внутренним обязательствам связано с коммуникацией Я-Я в части ХОЧУ. Сделать вывод о том, что НАДО более субъективно значимо, чем НЕ ХОЧУ. 

4. Определить эффекты от исполнения и неисполнения "надо". 


Тема «Правила – Свойства – Принципы» 

На уровне групповой динамики правила определяют границы коммуникаций. 

На уровне организованности - правила порядок и границы взаимодействия определяются регламентами. 

На уровне культуры ядерная группа является держателем и транслятором принципов, а участники приобретают определенные свойства (индивидуальные и коллективные), а начало формирования свойств было заложено в группе на уровне «Организованность». 


Свойства 

Наибольшую часть времени любой человек находится в коммуникации «Я-Я», поэтому осознание этого типа коммуникаций очень важно при прохождении курса «Лидерская практика ШАГ». 

Осознание коммуникации «Я-Я», понимание работы механизма рефлексия-инициатива, позволяет избегать регулярного повторения ошибок, принимать решения наиболее адекватные внешней среде и быть более успешным. 

Это и есть рефлексивное отношение к себе, к своей внутренней коммуникации «Я-Я». Ведь Вы уже подготовлены к этой роли, уже был сделан задел в прошлом, уже подумали про будущее, уже обратили внимание на «территорию» своей заботы. По сути, уже двигаясь к этому моменту, к себе к самому, мы советуемся со своим внутренним «я», со своим центром лжи, выявляя недостоверности и несоответствия, постепенно подходим к себе реальному. 

Примеры коммуникационных ролей «Я-Я»: Друг, Знакомый, Знающий, Идеолог, Партнер, Коллега и так далее... Исходя из такой самоидентификации мы интуитивно или осознанно подтверждаем свое соответствие - все свои свойства и особенности, приобретенные на данный момент, позволят исполнить обязательства, налагаемые принятой ролью. Так, молодой отец, встречая жену с новорожденным у порога роддома, волнуется, сможет ли он обеспечить и достойно вырастить своего ребенка, сможет ли быть любимым и опорой в жизни своей супруге, хватит ли у него сил окружить вниманием и заботой своих родителей и родителей жены... То есть, кем и каким Вы себя считаете, каким видят Вас окружающие - с чьим определением Вы согласны.  

Мои свойства: что плохо, что хорошо. Вот с этого и начинается процесс внешней рефлексии. У человека три образа, три представления о самом себе: как я себя представляю, каким хочу быть и какой я на самом деле по внешней оценке. То есть это зона ролевых самоопределений. В общем процесс идёт от проблематизации к ценностям. 

Чтобы получить корректировку и совмещение трёх образов производятся следующие действия: выбрать близкого себе «я-ты» или группу «я-ты» и провести взаимный опрос об отрицательных и положительных сторонах вашей личности. Прямо под диктофон: «а вы могли бы сказать мне, уважаемый товарищ, мой друг, скажи честно мне мои 5 отрицательных качеств и 5 положительных». Или «Мама, можешь мне сказать?», или «Отец, давно хотел с тобой поговорить начистоту, расскажи мне…» Да? Ну и так далее… 

Снять слепок своих свойств, отрицательных и положительных. 

Потом составить табличку: какие же вы на самом деле в их глазах, узнаете много интересного, нового, неожиданного про себя. Вот, и главное не втянуться в дискуссию в момент интервью, и ни в какие прочие действия! 

Помните, коммуникация может перейти в конфликт в двух вариантах – кто-то зашел за личные границы, либо границы персональной деятельности чётко не обозначены и являются предметом раздоров. Схематично это можно изобразить всего через 8 черточек: разрыв или наезд друг на друга. Потому что два тела не совмещаются, они обязательно столкнуться в момент соприкосновения, а разрыв тоже болезненен. 

Это вот такое психологическое упражнение при выполнении домашнего задания: аккуратно, удержать себя от «выяснения отношений». Очень полезно. То есть происходит совмещение с этим третьим образом, принятие его – как о тебе думают люди. Для лидера это обязательная практика, потому что лидер должен обладать эмпатией, то есть уметь воспринимать внешнюю действительность и сочетать её со своим восприятием. Всё время корректировка, всё время корректировка. Иначе начинается отлёт от действительности со всеми вытекающими последствиями. Ты думаешь, что ты лидер чего-нибудь, а на самом деле всё чего ты лидер уже далеко от тебя. Это домашнее задание рекомендуется делать с некоторым циклом, повторяя. 

Но самое интересное с чем вы столкнетесь на этом задании - это расхождение. Мнения о вас могут сильно удивить – что одно и то же качество может расцениваться одним «я-ты», как положительное, а другим «я-ты» это же качество будет оцениваться как отрицательное. Типа, «ты очень медлителен» - тебе говорят и это плохо. А другие говорят «ты нетороплив». «Ты импульсивен», а другие говорят - «быстр». Одни говорят «ты агрессивен», а другие говорят «решителен», «ты упрям» - «ты упорен». 

Поэтому неожиданно окажется, что некоторые ваши свойства имеют и положительную, и отрицательную оценку одновременно. На самом деле выбор за вами. 

Кстати, книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» - это бестселлер мировой, надеюсь, что вы читали. В ней говорится о том, на сколько человек многообразен в разных ситуациях в разных группах, сколько этих ролей, чем они продиктованы. Дальше предлагаем книжку Владимира Леви «Искусство быть другим». Там написано, что вот есть люди, которые одинаково в одних и тех же ситуациях с разными людьми, есть люди, которые разные по отношению с конкретным человеком, но постоянны по отношению к нему, а есть люди со сложным психотипом, которые разные ко всем людям во всех ситуациях в зависимости от настроения, в общем сложные такие поведенческие модели. 

Понятно, что лидер в сложных сообществах должен быть эмоционально сложен по механике, по реакциям своим, поэтому вполне возможно, что кто-то считает одни и те же ваши качества отрицательными, кто-то их считает положительными. В общем всё это находится в динамике. Поэтому рекомендую книги: Эрика Берна и Владимира Леви, как раз про все эти ролевые ситуации. 

Задание перехода

Предлагаем каждому определить все свои свойства и особенности, приобретенные на данный момент, то есть кем и каким Вы себя считаете и какое мнение у других, с чьим определением Вы согласны. Свойства описываются, исходя из тех ролей, в которых осуществляются коммуникации, реализуется взаимодействие. Например, если моя роль «Учитель», то у партнера по взаимодействию, роль «Ученик». Мои свойства, например, системность, внимательность, любознательность. 

1. Составить список своих положительных и отрицательных свойств; 

2. Составить список людей, мнению которых доверяете и предложить им пройти такое взаимное тестирование – каждый из вас напишет положительные и отрицательные свойства другого, черты характера. Провести собеседования по списку с записью на диктофон или с заполнением этой таблицы письменно; 

3. Сравнить свое представление о себе с мнением людей, которым доверяете.


Литература

По мере выполнения упражнений, по мере прохождения нарратива необходимо ознакомится с фундаментальным базовым качественным материалом, набором книг. На данном этапе при работе над собой, с собой, в рамках лидерской практики, рекомендуем обратиться к автору Владимиру Леви, к его книге “Искусство Быть Собой”. Эта качественная книжка, поможет ответить себе на целый ряд еще не решенных, а иногда и не заданных вопросов, поможет более глубокого понимать процесс самоосознания. 


«Мысль Слово Дело» 

Это этап творчества. Мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда последовательность «Мысль-Слово-Действие» не претворяется в жизнь. Координатор предлагает в нарративном интервью: а назовите, пожалуйста, то, что вы сделали изначально от А до Я. То есть, Задумали, Сформулировали, Сделали. Сделали что-то значимое, качественное. И возникает осознание, что человек прожил несколько десятилетий и говорит: а вот я сделал то, то и это. Да, а кто тебе это сказал сделать? Да это не моя мысль. И окажется что в каждом фрагменте кто-то другой был инициатором, и чисто собственных дел – значимых для себя, которые ты сам замыслил, сам сформулировал и сам сделал не так много. Где бы процесс творчества состоялся в полном цикле.  

Мысль, слово, действие, образ, знание, идеальное и реальное – это некие методологические элементы, которые отражают суть этого творческого процесса в нас – это «Слово-Дело», который должен быть реализован. 

Задание перехода 

Подумать, вспомнить и записать дополнительные яркие примеры личного творчества: Замысел-Слово-Дело, впечатление о себе в процессе и по итогу. Потому что если лидер формирует себя и своё будущее, то безусловно, он должен уметь удерживать всю цепочку - все состояния своего «я». 

Литература 

Про это, про творческие состояния человека последняя книга Маслоу. Все говорят про его пирамиду, но это его ранняя работа. А вот последняя книга Маслоу - это собственно про творчество человека, про то, что человек рождён и живёт для того, чтобы что-то такое совершить в жизни, какое-то предназначение выполнить, а не только про то как в пирамиде Маслоу находиться в пищевой цепочке. 

самостоятельная работа

ЗАДАНИЕ ПЕРЕХОДа

Тема "Хочу - Могу - Делаю. Надо!" 

Задание перехода: 

1. По каждому пункту таблицы ХМД ответить на вопрос: кому это надо? Источник этого “надо” находится “во мне” или “во вне”? Определить и записать типы коммуникаций вызывающих НАДО. В рамках каких коммуникаций возникает “Надо” по отношению к каждой инициативе - личное обязательство самому себе, обязательство в рамках Я-ТЫ и по отношению к кому именно, в рамках коммуникации Я-МЫ и по отношению к какой группе, в рамках обязательства 

2. Выявить основные (ключевые) причины возникновения "надо": почему “надо”. для чего надо? Записать, зафиксировать, когда и в каких обстоятельствах возникает НАДО. Определить и записать насколько НАДО и для чего. 

3. Оценить, насколько НАДО по отношению к внешним и внутренним обязательствам связано с коммуникацией Я-Я в части ХОЧУ. Сделать вывод о том, что НАДО более субъективно значимо, чем НЕ ХОЧУ. 4. Определить эффекты от исполнения и неисполнения "надо".   

Тема «Правила – Свойства – Принципы» 

Задание перехода 

Предлагаем каждому определить все свои свойства и особенности, приобретенные на данный момент, то есть кем и каким Вы себя считаете и какое мнение у других, с чьим определением Вы согласны. Свойства описываются, исходя из тех ролей, в которых осуществляются коммуникации, реализуется взаимодействие. Например, если моя роль «Учитель», то у партнера по взаимодействию, роль «Ученик». Мои свойства, например, системность, внимательность, любознательность. 

1. Составить список своих положительных и отрицательных свойств; 

2. Составить список людей, мнению которых доверяете и предложить им пройти такое взаимное тестирование – каждый из вас напишет положительные и отрицательные свойства другого, черты характера. Провести собеседования по списку с записью на диктофон или с заполнением этой таблицы письменно; 

3. Сравнить свое представление о себе с мнением людей, которым доверяете.  

Тема «Мысль Слово Дело»

Задание перехода 

Подумать, вспомнить и записать дополнительные яркие примеры личного творчества: Замысел-Слово-Дело, впечатление о себе в процессе и по итогу. Потому что если лидер формирует себя и своё будущее, то безусловно, он должен уметь удерживать всю цепочку - все состояния своего «я». 

СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕТРЫЕ ЭТАПА ЛИДЕРСКОЙ ПРАКТИКИ

Я - ТЫ


1. Роли (я-ты) 

2. Принципы


книги, без которых
ничего не получится