лидерская практика ШАГ

Коммуникации "я-ты"

коммуникации "Я-ты". 

роли. Принципы.

Человек состоит из СОобщений – такой взгляд на деятельность лидера и объясняет особенность нашего подхода к лидерской практике. 

Если посмотреть на количество книг в магазинах, посвященных данной теме, то в них больше речь идет о навыках лидера – он должен быть харизматичным, решительным, педантичным лояльным, учить и так далее... Но это все о внешних проявлениях лидерства, а мы будем говорить об основе, потому что если основы нет, то сколько бы Вы «не точили пластмассовый нож Вы его не наточите» - прежде чем перейти к шлифовке навыков для общения во вне, мы рекомендуем отработать позицию «во мне». 

Так вот человек состоит из сообщений – мы утверждаем, что все что несет в себе человек – это смыслы. Сообщения могут быть «человек – человек», то есть – коммуникации «Я-Ты» и есть сообщения «человек – носитель информации». Можно общаться с информацией, которая положена на носитель и это тоже коммуникация «Я-Ты», мы ее потом подробнее разберем, потому что на ее основе строится нарративное интервью. 

Каждая идея в голове человека, каждая смысловая взаимосвязь, над которой он размышляет им получена из таких сообщений. На это уходит довольно длительный период его жизни. Утверждение специалистов по детской психологии, что за первые три года своего существования впитывает 70% информации, то есть принимает и усваивает 70% сообщений всей своей жизни. Всю остальную жизнь он наполняет себя еще 30%, в том числе за счет зеркальных нейронов, так как сообщения могут быть не только вербализированы. Вот как все устроено – вокруг человека множество СОобщений «Я-Ты», где понятие «сообщение» мы используем в контексте – совместное общение. Если зафиксировать сколько таких СОобщений было у человека за его жизнь, сколько людей сыграли в его жизни какую-то роль, то можно прояснить – кто он и что он, и куда планирует двигаться дальше.  

самостоятельная работа

ЗАДАНИЕ ПЕРЕХОДа

1. Первое домашнее задание по Я-ТЫ: составить список людей, которые для вас существенны, которые произвели какое-то влияние на нашу жизнь, пусть даже фрагментарно. Взять информацию для этого домашнего задания можно из базового нарративного интервью и интервью про прошлое в рамках этапа «Мировоззрение». Причём бывает, что список составляется не с первого раза, так как могут проявиться всякие дефекты. Ну, например, что слишком много людей, или выбираются те, кто произвел положительные воздействия и нужно понимать, что все воздействия важны, в том числе отрицательные тоже нужны, нужно полное разнообразие. Включать в список необязательно только долгосрочное воздействие, так как есть примеры, что человек беседовал с таксистом 30 минут пока ехал, и запомнил этот разговор на всю жизнь. Или пацаном с кем-то столкнулся, с каким-то учителем или взрослым, тот что-то сказал такое и вот респондент впечатлился на всю жизнь. Поэтому бывают такие люди, которых даже нельзя вспомнить как зовут, но они оказали существенное влияние. По итогу должен быть список не более 100 человек. 

2. После того, как определили эти контакты, нужно абстрагироваться от персоналий, потому что дело не в них, а дело в ролях. Второе действие, второе задание – это описать роли в отношениях с этими людьми. Описать коммуникационные роли. То есть каждый из этих людей описывается при помощи роли и надо при этом понимать, что роли носят двойственный характер. То есть роли: он учитель - я ученик, он критик - я критикуемый, он образец для подражания - я наблюдатель, это двойные роли. Заполнить таблицы. Могут возникнуть определённые сложности. Первая сложность заключается в том, что в эту таблицу записываются роли не из коммуникации «Я-ТЫ», а свойства: я деловой, я ухоженный, я аккуратный. Это необходимо понимать и описание свойств убрать из таблицы. И вторая ошибка – это то, что туда записываются роли из культуры, с профессиональным акцентом: я биатлонист, я художник, я мотоциклист... Это всё причастность к культурам, для этих ролей нет ответной части в коммуникации «Я-ТЫ». Следующее домашнее задание: таблица проверяется на полноту ролей, принимая во внимание, что роли есть «встречные»: я критикую - меня критикуют (я критикуемый и я критикую, можно взаимно критиковать друг друга или помогать друг другу можно взаимно). Ещё есть «двойственные» роли, есть «взаимные»: друг - друг, враг - враг, любимый - любимый. Их тоже надо проверить на взаимность. После того, как описаны все эти роли, необходимо добавить еще один пункт в таблице: «Мои выводы». Необходимо записать свои выводы по этим ролям. Например, это запомнилось мне на всю жизнь, а вот это случилось со мной в первый раз. А вот эта роль, я не хочу, чтобы повторялась со мной никогда, хочу избавиться от неё навсегда. А вот об этом, например, я мечтаю всегда, а вот с этой ролью у меня что-то не получается, повторяю много раз, но что-то у меня там не заходит. Формируется блок выводов о своих ролях. После заполнения таблицы выводами, добавляем еще один столбец и записываем в него отношение к людям, которые проходят через всю жизнь, фиксируем динамику - смену ролей. Предположим, когда человек – ребёнок, у него по отношению к родителям один тип ролей, когда он уже повзрослел у него другой тип ролей, когда он уже стал дееспособным, родители стали старенькие, у него третий тип ролей. Если, предположим, он был объектом заботы в детстве, потом эта роль меняется - через какое-то количество лет объектом заботы становятся родители. И после этого можно разбить список ролей на периоды, в которых эти роли устойчивы. Тогда, например, отец или мама могут включаться несколько раз в разных ролях по мере смены отношений во временном континууме. Когда таблица готова, то переходим к следующему заданию: обозначить какие роли берёте с собой в будущее, какие роли хотели бы нарастить, которые ты считаете, что пока слабы и нужно их усилить. Тогда возникает к ролям отношение: вот эти роли я больше не беру никогда, например, жертвы. А вот роль наставника хочу развить, один раз получилось… И возникает отношение к ролям в перспективе. 

3. Следующее задание – написать Правила по отношению к ролям: вот так я буду поступать всегда, а вот так я постараюсь не поступать, а вот в этом случае я буду проговаривать вот это, в вот в этом случае буду делиться всем, буду ответственным потому что… и так далее. 4. Когда написаны Правила можно переходить к Принципам: какие правила я хочу сделать категоричными и однозначными, буду поступать только так и никак иначе. Можем ли мы какие-то состояния довести до состояния принципов с точки зрения коммуникации «Я-ТЫ». Резюме. В итоге всего этого набора домашних заданий формируется список ролей. В завершение необходимо скорректировать список ролей, убирая личности. Получается, что с истории коммуникаций «Я-ТЫ» формируется слепок ролей и отношение к ним. И из этого слепка ролей формируется перечень Правил и Принципов. 

В итоге сформированы три документа: 

1). Список ролей с отношением: что беру, что не беру, что хочу развить; 

2). Правила по отношению к ролям; 

3) Список Принципов.

СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕТЫрЕ ЭТАПА ЛИДЕРСКОЙ ПРАКТИКИ


книги, без которых
ничего не получится