лидерская практика ШАГ
Коммуникации "я-все"
коммуникации "Я-все".
ценности. культура сообществ.
1. Ценности
2. Культура
Высшим моментом присвоения навыков и свойств является культура, и это происходит в рамках четырёх видов коммуникации: я-я, я-ты, я-мы, я-все.
Например, культура «Спортсмены» - в рамках коммуникации «я-все» люди присвоили культуру и у них хватило «хочу-могу-делаю» и «надо», чтобы утром проснуться и встать вовремя, выбежать и бежать плотным строем. В данном случае они друг друга считают «своими». Когда мы выделяем «все», имеем в виду своих.
Комментарий: что бы мы ни делали, в итоге мы делаем всегда культуру! Маленькая группа, маленькая ячейка, которая превратится потом в большую, в итоге мы повторяем или существующую культуру, или порождаем новую.
По сути всё, как сказано было Бекманом, всё что делает человек - это процесс обучения. А с точки зрения продуцирования, он порождает культуру: ту или иную. К примеру, пошли вы есть борщ с пампушками - это вы одну культуру мультиплицируете. А пошли вы есть палочками суши – другую. То есть каждое ваше действие связано с той или иной культурой. Сели вы в спортивный автомобиль – одна ситуация, поехали вы метро - другая ситуация, сели на велосипед – третья. Надели джинсы - одна ситуация, надели льняную одежду – другая, надели халат или тюрбан третья ситуация. Получается, что каждое ваше действие, в еде, в одежде ли, в технике ли, связано так или иначе с конкретной культурой. Вы повторяете какой-то цикл культурный, который вам принадлежит – вы его присвоили.
Культура описана в нашей базовой метасхеме ШАГ – это верхняя линейка мета-схемы: правила-принципы-свойства, легенды-мифы, хранители, нормы, арт-объекты, участники, ценности. Правила и принципы, легенды и мифы всегда есть в культуре.
У каждой культуры есть легенды, как некий рассказ. А есть Хранители, которые держат нормы. Есть нормы сами по себе, есть ритуалы определённые, которые производятся и которые понятны всем. Есть арт-объекты, которые олицетворяют ту или иную культуру. Поэтому порождая ту или иную культуру, вы будете порождать арт-объекты.
Велосипедисты, армия, учащиеся – участники какой-то культуры. А ценности – это верхний уровень любой культуры. Но так как ценности являются внутренним состоянием, то трудно это изобразить, поэтому культуры демонстрируют себя через арт-объекты.
В рамках нашего курса вам необходимо перечислить все свои культуры.
Где культуры формируются – род, народ, нация. Род - явление природное. Народ - явление культурное. Нация – явление политическое, политической культуры. Это такие большие образования, сообщества, в которые мы все входим.
Рефлексия. Задание: перечислить, записать в таблицу: 1й столбец - название культуры, 2 столбец - описание и отношение к ней, 3 и 4 столбцы: когда в неё вошли и когда она перестала быть для вас актуальной.
Помните, что человек проходит через нормы, нормы являются частью культуры. И мы постоянно проходим через контуры: в них входим-выходим, входим-выходим... После того чтобы сформировать уже верхнее понимание управления сообществами и лидерскими большими группами необходимо вспомнить все свои культуры, которым вы принадлежите. Вспомнить как вы в них попали, то есть может быть вы попали в них, потому что кому-то надо, чему-то надо, а не вам надо, какому-нибудь сообществу надо, стране надо, народу. А вам важно, как вы попали в эту культуру, либо захотели - захотели стать тем-то, спортсменом, например. Это сформировало определённую волевую позицию, вы это в «надо» превратили. В начале хотели, потом включили волю и запустили «надо». Необходимо перечислить весь набор культур и описать их. Для того чтобы в дальнейшем входить нормально в культуры, управлять культурами и уж тем более их создавать - нужно точно различать семь признаков, которые мы с вами рассматривали, то есть: принципы, свойства, хранители, нормы, арт-объекты, ценности, участники. То есть различать эти моменты и понимать почему вдруг вы эту культуру на себя «надели».
Свойства культуры, ритуалы влияния, ценности, которые стали вашими, принципы-правила, которые вы оттуда взяли себе. Необходимо разобраться в истории вхождения в культуру, как это произошло, по вашей воле, не по вашей, и дальше - выбирайте себе культуры. Кто-то решил стать политиком, кто-то собирается стать лидером чего-нибудь, создать какое-то сообщество - надо понимать почему вы эти культуры формируете и почему вы туда идёте.
самостоятельная работа
ЗАДАНИЕ ПЕРЕХОДа
1. Перечислить и записать в таблицу: 1й столбец - название культуры в которых вы когда-либо были и находитесь сейчас, 2 столбец - описание и отношение к ней, 3 и 4 столбцы: когда в неё вошли и когда она перестала быть для вас актуальной.
2. Перечислить и записать в таблицу культуры, в которые вы стремитесь войти 1й столбец - название культуры, 2 столбец - описание и отношение к ней, 3й столбец – почему она для вас актуальна, какие эффекты ожидаете.